Номос важнее предрассудков.
Маглы и волшебники, как мы видим из канона, живут принципиально разной жизнью. Из этого вытекает разница в психологии. Бытие же определяет сознание, а не наоборот :)
Начнем с того, что волшебники по объективным причинам гораздо меньше зависят в своей жизни от других волшебников, чем маглы - от других маглов. Волшебнику достаточно сохранить палочку, чтобы выжить в тех условиях, где не выживет магл в одиночку: он может одним движением развести огонь, воздвигнуть укрытие, обеспечить себя питьевой водой, согреться или охладиться, добыть пищу, переместиться в любое место, отогнать диких зверей и т.д. Жизнь же маглов, особенно горожан (а в развитых странах таких три четверти населения), сильно зависит от сотен и сотен других маглов, которые отвечают за производство электричества, работу транспорта, водопровода, поставки продуктов и все такое.
Соответственно, отсюда и первое различие: волшебники по своей природе гораздо большие индивидуалисты, чем любой магл. Строго говоря, совместная жизнь нужна им скорее из соображений удобства и общения, чем является необходимостью, как для маглов.
Но у того, о чем мы говорили выше, есть и оборотная сторона. Волшебники намного менее пассионарны, чем маглы, намного менее упорны и гораздо хуже справляются с трудностями. Когда большая часть проблем решается легко, отпадает стимул к действию и к приложению воли. Достаточно посмотреть на состояние волшебной науки - большая часть открытий совершена давным-давно, из недавних мы видим в каноне только волчьелычье зелье. Многие достижения - всего лишь копии магловских, как тот же "Ночной рыцарь", Хогвартс-экспресс , радио и проч.
Гарри учится в Хогвартсе по учебникам пятидесятилетней давности (!) - см. ГП и ПП. Причем это учебники не для младших классов, где в принципе мало что меняется, а для старших, которые намного сложнее и у тех же маглов переписываются регулярно в свете последних открытий. А тут - за пятьдесят лет ничего не изменилось. Я бы не удивилась, если бы мало что изменилось и за сто лет, в то время как маглы совершили колоссальный технический рывок, от керосиновых ламп до атомных электростанций и космических полетов.
Это не значит, что волшебники глупы, - им просто _не надо_. У них намного меньше, чем у маглов, стимула искать новое, они гораздо хуже ориентируются в непривычных ситуациях. Это по-настоящему райский мир, где столетиями ничто не меняется :) Тот же Орден Феникса по сути не предлагает ничего нового, никаких новых решений - это консерваторы чистой воды, которые просто хотят, чтобы все было, как всегда.
Тот же принцип соблюдается и в социальной сфере. Не буду сейчас касаться экономических и политических проблем магического мира, описанных у Роулинг, - я много об этом писала, не хочу повторяться. Факт тот, что они не решаются десятилетиями. Везде, где нужно принятие решений, особенно новых, не освященных традицией, маги исходят из принципа: как-нибудь само сложится, или само пройдет, или мы привыкнем, или еще что.
Далее, волшебников в принципе меньше, чем маглов. По оценкам Роулинг, в Британии их около 3000. Мне это представляется неправдоподобным. Исходя из данных канона, можно подсчитать, что их около 50 тыс. Но это все равно ничто по сравнению с 50 миллионами маглов. Соответственно - очень важный момент - в магическом мире крайне слабо действует конкуренция. Это проявляется прежде всего в бизнесе. Вот есть один изготовитель волшебных палочек - фирма Олливандера, - и других не появляется. Но точно так же это сказывается во всех сферах жизни. Идеи конкуренции, борьбы, естественного отбора, "побеждает сильнейший" и прочие магловские фишки на волшебников действуют намного слабее.
Одно из побочных проявлений этого - беспомощность перед обстоятельствами. Любые серьезные проблемы - ребенок родился сквибом, взрослого или ребенка покусал оборотень, и жертва стала оборотнем - приводят к жизненному краху. Достаточно посмотреть на Филча или Люпина. У маглов есть представление о том, что преодолевать обстоятельства и достигать успеха вопреки им - это позитивно и правильно, есть множество примеров, подкрепляющих этот подход. Глухой Бетховен писал музыку, безногие альпинисты поднимаются на Эверест, парализованный Тулуз-Лотрек становится выдающимся художником и т.д., и т.п. Волшебники просто не представляют себе, как это делать. Единственное, что они умеют, - как-то выживать, ну и все.
Возвращаясь к численности - маглов настолько больше, что они могут не дорожить другими маглами. В магловских сражениях даже в средневековье участвовало больше людей, чем есть волшебников вообще. Битвы при Креси и Азенкуре, которые по нашим нынешим меркам так, мелкие стычки - на 25-30 тыс. человек, - для волшебников означали бы истребление всей популяции чохом. О сражениях вроде Прохоровки или Сталинграда я уж молчу - волшебник не может себе такого даже представить.
Отсюда - такое трепетное отношение к убийству у волшебников. Ужас вызывает мысль даже об одном убийстве, независимо от обстоятельств, об убийстве в принципе как таковом. Волшебников так мало, что популяция в случае большой войны может не восстановиться. Отсюда же подсознательный запрет на агрессию, на силовое решение проблем. Маглы начинают задумываться о сдерживании войн, когда счет идет на миллионы жертв. Волшебникам достаточно и одной.
Оборотная сторона этого - трусость. Казалось бы, чего может бояться волшебник, способный вылечить тот же перелом одним движением палочки? (см. выше) Но отвага зависит не от физических возможностей или степени защиты, а исключительно от характера и привычки. Волшебники гораздо менее конфликтны, чем маглы, и им гораздо труднее вообще вступать в конфликт. А уж угроза жизни - просто что-то запредельное. Посмотрите, как мало в волшебном мире пассионариев: человек двадцать-тридцать в ОФ и пара сотен у УпСов. Вот и все.
Неудивительно, что в обороне Хогвартса участвовало так много подростков, которые еще не испытывают страха, в отличие от взрослых. Основная масса взрослых волшебников, как мы видим в ГП и ДС, просто предпочитает ни во что не лезть.
Отсюда же - неумение себя вести в конфликте, в том числе военном. Ни в действиях ОФ в подполье, ни в обороне Хогвартса не проявляется ни малейшего намека на какую-либо стратегию, на системное, организованное сопротивление.
Кстати, война в представлении волшебника - это самая что ни на есть средневековая битва, когда противники выходят один на один. Фактически это серия дуэлей. У маглов же есть богатый опыт войн - от наполеоновских до Первой и Второй мировых. У маглов есть артподготовка, оружие массового поражения и т.д. Волшебная палочка за раз поражает только одну цель. Магловское оружие - от нескольких человек (автомат) вплоть до сотен тысяч (ядерное оружие). Совершенно другое военное мышление.
Можно говорить еще долго, но, думаю, основные принципы уже ясны. И вот теперь представим, что в этот очень маленький по сути мир, где ничто не меняется годами и десятилетиями, где почти нет магловского духа конкуренции, где не умеют и боятся конфликтовать, где с большим трудом воспринимают новое и находят нестандартные решения - вот в этот стагнирующий мир вторгается Том Риддл. Том Риддл, который мыслит чисто по-магловски, заметьте.
Во-первых, он амбициозен. У него нет ничего, но он хочет все. Единственное, что может предложить ему волшебный мир, - карьеру мелкого клерка в Министерстве, чтобы, если повезет, лет за тридцать стать начальником департамента, а там, может, и министром магии. Но когда ему говорит об этом Слагхорн, Тому просто смешно. В отличие от волшебников, он не собирается мириться с тем, что есть.
Во-вторых, он не боится конфликтовать. Жизнь в приюте вообще учит не бояться драк. А уж на фоне сверстников-волшебников Том мог выглядеть просто супер-доминантом. Неудивительно, что он так быстро подмял под себя весь Слизерин.
В-третьих, он не боится ни силовых конфликтов, ни убийства - того, что ужасает волшебников.
В-четвертых, Том командный игрок. Уже в школе он сколачивает себе команду, группу друзей, которые пойдут за ним до конца. Для волшебников-индивидуалистов это в принципе трудно. Тот же Дамблдор совершенно явно не может "играть в команде", он всегда сам по себе.
И Том умеет договариваться: в первую войну на его стороне, кроме кучи волшебников, были гоблины, оборотни и кто только не. А волшебники из ОФ были одни против этой орды (см. в ГП и ФК).
В-пятых, Том умеет мыслить стратегически и системно. А также - мыслить большими числами, как маглы. Посмотрите на армию ПС - массовка, массовка, массовка. Орден же - чисто волшебная структура - был штучной работой, и народу так было с гулькин нос.
В-шестых, Том вообще гораздо лучше волшебников умеет придумывать нестандартные ходы и новые решения - даже не потому, что так умен, а потому что маглов жизнь заставляет это делать гораздо чаще.
В общем, понятно.
И если один такой человек сумел вздернуть магический мир на дыбы - представьте, что будет когда их много :) Да, не все маглорожденные или полукровки настолько сильны, умны, харизматичны и бесстрашны. Но все равно многие вещи им даются легче, чем волшебникам.
Вот.

URL комментария

@темы: другими словами, библиотека Вавилона, магическая британия