Номос важнее предрассудков.
Наставник Лю рассуждал так: всем известно (а дело было в Древнем Китае), что женщины в нашей стране укладывают волосы в причёску, используя по традиции ровно четырнадцать шпилек.
Число это одинаково и для дочери торговца редькой и для принцессы.
При этом сами шпильки у них - не одинаковы.
Шпильки наших женщин могут быть сделаны: из простого неблагородного дерева, из дерева благородного, из бронзы, и наконец, из золота или же нефрита.
Старинная нефритовая шпилька знатной дамы (которая передаётся в её семье из поколения в поколение) может стоить всего жилища какой-нибудь бедной прачки вместе с его утварью.
Но не это (не стоимость шпильки) определяет смысл понятия - роскошь.
Здесь мы должны присмотреться совсем к другому обстоятельству. Правильным в нашем рассуждении о том, что есть роскошь, будет совсем другое сравнение и наблюдение.
Нетрудно заметить, говорит Наставник Лю, что женщина из простонародья всегда управляется со своей причёской за несколько минут.
Жена хозяина какой-нибудь мелкой торговли - за полчаса.
Жена чиновника - за час.
А какая-нибудь аристократка может потратить на свою причёску - несколько часов, хотя... хотя в её распоряжении всё те же - четырнадцать шпилек.
Спрашивается: так ли уж важен материал, из которого изготовлены эти шпильки?
Мы можем представить себе следующую картину: крестьянка нашла ларец с драгоценностями, в котором лежит и набор прекрасных шпилек. И что? Она будет теперь тратить на свою причёску час? Да она скорее продаст их.
Горожанке-богачке может прийти в голову причуда украсить свою голову самыми дешёвыми деревянными шпильками - и дешёвые деревянные шпильки вознесутся на какое-то время на пик суетной моды.
А нефрит как благородный материал может когда-нибудь совсем выйти из моды.
Золото в эпоху смуты также может упасть в цене и вместе с ним упадут в цене и шпильки, из него изготовленные.
Не это всё определяет: что такое сама роскошь. Роскошь определяет - время. Время, потраченное на укладку волос.
И если это соотношение времени: «несколько минут - полчаса - час - несколько часов» - останется неизменным, то материал не имеет значения. Материал - преходящ.
Во все времена неизменна только мера времени. Времени, затрачиваемого на тот или иной ритуал.
В этом и состоит различие между нуждой и роскошью.
Ритуал, выполняемый педантично и скрупулёзно - это роскошь.
Ритуал, выполняемый в спешке- это нищета,
Ритуал сокращённый - бедность.
Полное же пренебрежение ритуалом - это скотство и деклассированность, вплоть до полной гибели культуры: в отдельно взятом человеке или же обществе.
Число это одинаково и для дочери торговца редькой и для принцессы.
При этом сами шпильки у них - не одинаковы.
Шпильки наших женщин могут быть сделаны: из простого неблагородного дерева, из дерева благородного, из бронзы, и наконец, из золота или же нефрита.
Старинная нефритовая шпилька знатной дамы (которая передаётся в её семье из поколения в поколение) может стоить всего жилища какой-нибудь бедной прачки вместе с его утварью.
Но не это (не стоимость шпильки) определяет смысл понятия - роскошь.
Здесь мы должны присмотреться совсем к другому обстоятельству. Правильным в нашем рассуждении о том, что есть роскошь, будет совсем другое сравнение и наблюдение.
Нетрудно заметить, говорит Наставник Лю, что женщина из простонародья всегда управляется со своей причёской за несколько минут.
Жена хозяина какой-нибудь мелкой торговли - за полчаса.
Жена чиновника - за час.
А какая-нибудь аристократка может потратить на свою причёску - несколько часов, хотя... хотя в её распоряжении всё те же - четырнадцать шпилек.
Спрашивается: так ли уж важен материал, из которого изготовлены эти шпильки?
Мы можем представить себе следующую картину: крестьянка нашла ларец с драгоценностями, в котором лежит и набор прекрасных шпилек. И что? Она будет теперь тратить на свою причёску час? Да она скорее продаст их.
Горожанке-богачке может прийти в голову причуда украсить свою голову самыми дешёвыми деревянными шпильками - и дешёвые деревянные шпильки вознесутся на какое-то время на пик суетной моды.
А нефрит как благородный материал может когда-нибудь совсем выйти из моды.
Золото в эпоху смуты также может упасть в цене и вместе с ним упадут в цене и шпильки, из него изготовленные.
Не это всё определяет: что такое сама роскошь. Роскошь определяет - время. Время, потраченное на укладку волос.
И если это соотношение времени: «несколько минут - полчаса - час - несколько часов» - останется неизменным, то материал не имеет значения. Материал - преходящ.
Во все времена неизменна только мера времени. Времени, затрачиваемого на тот или иной ритуал.
В этом и состоит различие между нуждой и роскошью.
Ритуал, выполняемый педантично и скрупулёзно - это роскошь.
Ритуал, выполняемый в спешке- это нищета,
Ритуал сокращённый - бедность.
Полное же пренебрежение ритуалом - это скотство и деклассированность, вплоть до полной гибели культуры: в отдельно взятом человеке или же обществе.
Найдено в сети.