Номос важнее предрассудков.
16.02.2010 в 23:44
Пишет  Дейдре:

Memento mori
Однажды я увидела в дневнике  Arme очаровательный коллаж. Тогда родилась идея подобного поста, но только теперь я смогла худо-бедно оформить концепцию. Точнее, это некая сумма рассуждений и наблюдений.
Под литературным героем я понимаю персонажа, чья судьба плотно вплетена в ткань художественного пространства, т.е. это именно герой, а не предмет мебели - подобными "героями" нередко грешит современная фэнтези. Иными словами: если идет война и от взрыва погибает человек, о котором мы ничего не знаем и его смерть никак не отзывается на действиях прочих персонажей - погиб "предмет мебели", если погибает (пусть и безымянный) герой, но в результате происходит, скажем, смещение бездарного командира (см. Некрасов "В окопах Сталинграда"), то умирает герой второго (третьего) плана.
Смерть персонажа всегда характеризуется сменой внутреннего ритма в прозе и, вероятно, в лиро-эпических жанрах. Мне проще рассуждать о прозе, потому от неё я и буду отталкиваться. Если кто-нибудь пожелает дополнить закономерностями поэтического текста - я только за (М.Ю. Лермонтов "Бородино", А.С. Пушкин "Евгений Онегин", "Песнь о Роланде", народные баллады и былины, поэзия серебряного века и т.д.), номне проще опираться на прозу.
Итак, меняется внутренний ритм. В художественном пространстве литературного произведения ни один герой не случаен - он является носителем определенной идеологии, традиции, образа жизни, философии. В большинстве художественных произведений кто-нибудь умирает. Что означает смерть, каким целям она служит?
1) Несогласие автора с позицией героя.
читать дальше
а) "Не виноватая я!"
читать дальше
б) Торжество добродетели.
читать дальше

2) Несовместимость героя с окружающей действительностью.
читать дальше

3) Ничего личного - это твоя работа
читать дальше

В художественном пространстве одного текста может встретиться несколько типов смертей, а бывает и так, что герой подходит сразу под несколько пунктов приведенной выше типологии. Это характерно любой классификации, но обычно не составляет труда определить доминирующий тип. Важно всегда помнить про очевидное - никакая смерть не случайна.

Мы подошли к той мысли, ради которой все и затевалось, ещё раз благодарю Вас, эрэа  Arme
Смерть лирического героя

Есть ещё один тип смерти героя, специально вынесенный мною за скобки. Любая смерть любого героя содержит потенцию этого типа смерти. Читатель может, исходя из личного опыта, увидеть эту возможность или пропустить её, но в тех случаях, когда этот тип смерти доминирует над другими неизбежно КРУШЕНИЕ МИРА. Потому и происходят изменения во внутреннем ритме текста - напряжение нарастает, плотность художественного увеличивается. Это крушение Мироздания, читателя и Возрождение (или Перерождение), сама ЖИЗНЬ. Приведенный выше коллаж под названием "Смерть лирического героя" прекрасно иллюстрирует этот тип классификации. Теперь рассмотрим конкретный пример:
Иво Андрич Мост на Дрине: Мост.
читать дальше

URL записи

@темы: библиотека Вавилона, произнесенное вслух

Комментарии
18.02.2010 в 03:19

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
кстати, текст был немного отредактирован:) мне кажется, что стал лучше. а за пиар спасибо:)
18.02.2010 в 03:26

Нам фиолетово.
Дейдре Обновил текст и в этой записи.
Это вам спасибо за размышления.)
18.02.2010 в 03:35

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
ну, я всегда рада, когда они оказываются кому-то полезными. особенно в этой области)
16.04.2010 в 16:45

Люди зовут меня Нечистым. Я зову их людьми.
Спасибо за точку зрения к размышлению)