воскресенье, 12 августа 2012
За наводку спасибо
trickster_ann, за концепт - профессору
Шабельникову, зав.кафу соц. и пед.психа РГГУ. Очень созвучно.
Если бы еще эти ваши проф.психологи не были бы настолько гуманитариями и не лили бы столько воды в свои тексты...«Историю развития субъектности можно подразделить на четыре периода. Каждому из них характерен свой тип субъектных напряжений, что отражается в психологических взглядах людей. Переход от одного периода к другому обычно сопровождался войнами и всплеском новых психологических идей. Одни народы пережили уже несколько этапов изменения своей психологии. Другие еще только переживают эти изменения.
История последних тысячелетий – это последовательность войн и революций, отражающих переход от “жреческой” организации общества к “воинской”, а затем – к “экономической”. История формирования психологических концепций во всех странах мира как бы воспроизводит движение вниз по уровням организации древнеиндийского общества. Природу этого феномена нам еще предстоит понять. Но удивительное совпадение схемы организации древнеиндийского общества и исторических периодов в развитии форм субъектности людей в разных странах мира мы можем видеть достаточно четко.»
Реализовав в революциях XVII–XX веков мечту о разрушении “мира насилья”, люди разрушили и систему социальных градиентов и напряжений, обеспечивавших мотивацию их субъектных амбиций и стремлений«Реализовав в революциях XVII–XX веков мечту о разрушении “мира насилья”, “вайшья” разрушили и систему социальных градиентов и напряжений, обеспечивавших мотивацию их субъектных амбиций и стремлений.
<...>
Новые социальные системы – это уже не целостные и ясные иерархии прежних веков, а множество локальных профессиональных и криминальных групп, включенных в мелко структурированную рыночно-техногенную систему. В XIX–XX вв. сформировались экономические, конкурирующие рыночные структуры, организованность и плотность которых становится препятствием для реализации амбиций личности в преобразовании мира и для свободного продвижения индивидов по уровням социальной иерархии.
Рынок реализует функцию разрушения государственных, этнических и родовых структур, мотивировавшую прежде амбиции “вайшья”. Потоки финансовых взаимодействий автоматизируют и обезличивают работу сотен тысяч топоров раскольниковых, лопахиных и всех героев революций, мечтавших “разрушить мир”. Лозунги “свободы личности” помогают разрывать традиционные связи, укреплявшие прежние формы социальной организации. Разрушение социальных систем идет уже не по замыслам теоретиков революций, а по логике самодвижения финансов и механизмов.
Рынок разрушает конкурентные себе социальные структуры, начиная с более поздних, надстроенных над предшествующими. Так, в первую очередь рыночные процессы размывают глобальные государственные структуры. В переходные периоды это освобождает энергию более ранних социальных структур, прежде подавлявшихся государством. Дестабилизация государственных систем освобождает энергию этнических систем. Этносы выдвигают претензии относительно своей прежней подавленности. При разрушении государственной идеологии актуализируется мотивация национального объединения. И в западной Европе XVI–XVII вв., и в России XX–XXI вв. начало рыночных реформ совпадает с оживлением волн национального противостояния. Но постепенно рынок размывает и этнические системы, включая их в финансово-технические процессы.
Движение “свободного рынка” определяется уже не государственными и идеологическими структурами и не логикой родов. Рынок имеет свою автономную логику, определяемую не замыслами и планами индивидов, а законами взаимодействия техногенных систем и обеспечивающих их энергий биосферы. Он движется по логике техногенных систем, по векторам потребления и распределения орудий.
<...>
В условиях роста населения и организованности корпораций большинство людей теряют пространство реализации субъектных способностей. Отстраненность большинства от организации жизни, включенность людей в деятельность в роли лишь исполнителей отдельных звеньев ставит их в позицию не “вайшья”, не “кшатриев” и не “брахманов”. Роль личности в организации современного общества – это роль “шудру”.
Психологическое состояние шудру – отчужденность. В XXI веке социум предстает перед людьми в образе столь же чуждой им реальности, как когда-то общество ариев предстало перед шудру. Сужение социальных функций пришло в противоречие с ростом субъектности людей. Наш современник, локализованный в узких сферах деятельности и “сливающий” свои невостребованные способности в разгадывание кроссвордов, чтение книг о чьих-то подвигах, в остросюжетные боевики и компьютерные игры, уже мало напоминает энергичного “вайшья”, покоряющего природу и штурмующего высшее общество. Развитие субъектности людей компенсируется ростом их аутичности, уходом в воображаемые виртуальные миры. Психическая активность индивидов все более удаляется от реальности.
Шудру, пожалуй, самый загадочный тип личности в кастовом обществе Индии. Шудру – это человек, выполнявший обязанности слуги и лишенный возможности что-либо решать в регулировании жизни. Субъектность шудру кажется минимальной. Если три верхних касты были допущены к знанию священных текстов, то шудру были отстранены от этого знания. Шудру не считались “дважды рожденными”, какими считались брахманы, кшатрии и вайшья.
Шудру не были представителями ариев, а принадлежали к покоренным народам. А это значит, что шудру имели свои мифы и свой психологический мир, скрытый от его приятия ариями. Не бездушие и отсутствие субъектности, а психологическая закрытость и умение жить в мире одной культуры, имея корни другой культуры, характеризуют субъектную позицию шудру. Отстраненность от господствовавшей в Индии культуры брахманов и кшатриев была, скорее всего, основанием развития рефлексивности шудру.»Четыре периода развития субъектности показывают волновой, колебательный характер нашей истории...«Четыре периода развития субъектности показывают волновой, колебательный характер нашей истории. В эпоху жрецов человек взаимодействовал с миром, стремился утвердиться в нем в качестве родового субъекта. Он не боялся природы, ощущал с ней родство и растворялся в ней. Мифология жрецов мотивировала к слиянию с миром, давала чувство сопричастности с жизнью лесов, морей и полей. Затем, в эпоху войн и религий маятник субъектности качнулся в сторону отрицания природы, люди стали уходить в мир идеальных образов. Дуализм отразил и страх реальности, и ее замещение красотами духовного мира.
В эпоху “вайшья” усилившие свою субъектность люди снова повернулись к окружающему миру. Они уже не бежали от природы в аскетическом противостоянии ей, но обрушились на нее агрессией своей активности. “Вайшья” обращаются к реальности, но уже не в форме субъект-субъектных отношений эпохи брахманов. Столетия отрицания природы закрепили мироощущение, в котором природа лишена субъектности. Природа унижена до роли материи, измеряемой и покоряемой человеком. В отличие от эпохи жрецов, где люди сливались с природой, теперь личность, “нарастив” свою субъектность, идет не на слияние с миром, а на покорение его. “Вайшья” штурмуют и природу, и общество, выросшее в мощную детерминирующую систему.
Но, разрушив “мир насилья”, “вайшья” разрушили градиенты, создававшие мотивацию их борьбы. Потеряв перспективу социальных амбиций, “шудру” вынуждены либо жить проблемами локальных участков деятельности и отношениями в малых группах, либо мотивировать себя аутичными фантазиями.
Градус мотивации “шудру” трудно сравнивать с энергией социального самоутверждения “вайшья”. Всплески психической активности возникают в периоды дестабилизации, рассогласования ситуаций со старыми мифами и схемами действий. При стабилизации ситуаций не интеллектом людей, а логикой рынка обнаруживается избыток духовной энергии и активности людей. Стабилизируясь, рыночное общество буквально выдавливает из себя избыточную субъектную энергию людей.
Социальная детерминация личности в наше время – это погашение избыточной субъектной мощи, сдавливание психической энергии во внутренний мир индивидов. Когда-то религия подавила избыточную силу человечества, уведя активность людей в мир идеальных образов. Такое же подавление энергии происходит и при переходе от слишком разросшихся амбиций “вайшья” к эпохе “шудру”. Разрушение прежних идеалов борьбы и целевых программ, требует быстрого и жесткого подавления субъектных амбиций. Снова, как и в эпоху “кшатриев”, люди должны обуздать избыточную активность и погрузиться в фантастические образы. Чем более невостребованной оказывается внешняя субъектность людей, тем более значимой для них становится их виртуальная жизнь. В эпоху “шудру” маятник активностивновь откатывается в мир субъектных образов.»Комментировать не вижу смысла, тут все вполне ясно и доступно изложено. Единственное, что мне не понравилось - слишком... высокодуховная местами подача мысли плюс априори вызывающая отторжение связка несвязываемых понятий. Хотя тут я осознаю, что 1) это мой личный косяк восприятия; 2) связка оправдана, хотя и труднообъяснима, поскольку речь идет о тенденциях общества, о тех, кто задает тон и направление движения.
Так что в копилку, без оговорок.
@темы:
библиотека Вавилона,
о дивный новый мир,
люди и их проявления
Как же это приято, когда ты советуешь, а люди - люди пользуются!
Вот, кстати, на тему легкой пафосности текста - меня тоже немного коробит.
Да-да-да!
Спасибо за наводку.)
всегда рада принети хорошую инфу)