Работаю с треугольником Карпмана.
Кто-нибудь может поделиться личным опытом обнаружения себя в таковом и не в таковом, хотя с виду казалось? Интересно увидеть разные варианты формулировок, услышать живой опыт.
(Про беспомощность сделаю отдельную запись, пожалуй.)
Важное дополнение:
Есть Жертвы и жертвы."Есть Жертвы и жертвы. Жертва с маленькой буквы — это человек, который испытывает насилие со стороны другого человека. Некоторые люди являются жертвами в чистом виде и не вносят никакого вклада в свое несчастное положение. Например, тот, кого переехал грузовик или ограбили на улице, — настоящая жертва. Но, к сожалению, большинство ситуаций насилия содержат вклад со стороны внутренней Жертвы человека (так называемую виктимность), которая не дает человеку протестовать и сопротивляться несправедливости.
Когда одно лицо подвергается насилию со стороны другого лица, Жертва в жертве вступает в сговор с насильником: она игнорирует чувства, которые говорят ей, что над ней совершается насилие, и (или) не использует все свои ресурсы для того, чтобы выйти из своего положения. Чтобы отличать ситуацию истинного насилия от ситуации, в которой часть жертвы находится в сговоре с агрессором, я буду называть настоящую жертву — жертвой, а жертву, которая вносит свой вклад в совершающееся насилие, — Жертвой (с прописной буквы).
Я хотел бы ввести аналогичное разделение для роли Спасителя. Настоящие спасители — пожарные или телохранители: они помогают настоящим жертвам. Главное различие между спасителем и Спасителем — в том, что спаситель ожидает успешного исхода своих действий, а Спаситель — неуспешного (и его ожидания, как правило, бывают вознаграждены).
Кроме того, жертвы благодарят своих спасителей, а Жертвы — преследуют."
(с) flibusta.net/b/296896/read#t88И где все-таки граница между треугольником и его отсутствием?
PS: меня неуловимо напрягает подача материала в книге. Неожиданно, потому что Штайнер мне в целом нравится с его идеями и формулировками. Здесь же он увязывает и выводит формирование привычки к треугольнику Жертва-Спаситель-Преследователь из традиции авторитарного общества использовать неравенство как инструмент управления людьми, от чего выходит к неверности самого подхода неравенства между людьми и индивидуализма. А вот с этим я уже согласиться не могу, и это личное.